Белое, ровное как стол, бесконечное пространство. Ни деревца, ни кустика, ни гор вдалеке. Только снег, снег, снег. Арктическая тундра.
- Как же вы здесь ориентируетесь?
-По застругам, - отвечают тундровики. Они уверенно направляют свои снегоходы или упряжки оленей в эту белую бесконечность. И безошибочно находят свои охотничьи точки и оленьи стада. Они лукавят немножко. Короткий ответ – скорее отговорка и нежелание пускаться в долгие объяснения. Ведь заструги сами по себе еще почти ничего не расскажут.
Надо знать, какие ветры образовали эти заструги, когда был последний снегопад и когда – метель, откуда дул ветер и как ложатся тени в это время суток и многое другое, чтобы точно выверить свой путь к намеченной цели. Это знание тысячи мелочей, которые ничего не значат для горожанина, это умения, полученные с раннего детства, это многовековой опыт, передаваемый от отца сыну, от деда к внуку.
Сейчас сындасские и попигайские тундровики значительную часть времени проводят в поселках, смотрят плазменные телевизоры, легко ориентируются в городской жизни и международной политике и в то же время владеют навыками своих дедов и прадедов. Вот к этим необыкновенным людям и была направлена научно- исследовательская экспедиция Таймырского Дома народного творчества в рамках культурно-просветительской акции «Единство края в многообразии культур». В задачи экспедиции входил сбор фольклора и материалов для изучения традиционных национальных костюмов долган и нганасан.
Наши этнографы, конечно же, не были первыми на этом пути. Существует немало трудов ученых-североведов, в которых они описывают быт, традиции и обычаи коренных таймырцев. Изданы и сборники фольклорных произведений. Но вот изучением одежды таймырских этносов до сих пор никто серьезно не занимался. Это огромный неизученный и неописанный пласт культуры малочисленных народов Таймыра.
Два года назад этнографическая экспедиция ТДНТ уже побывала в поселках Хатангского района с целью сбора материала по истории долганского традиционного костюма. Тогда за летний месяц экспедиция успела поработать в шести поселках – Хатанге, Катырыке, Хете, Новорыбном, в Крестах и Жданихе – привезла богатейший материал.
Его обработка и изучение продолжаются до сих пор. Целенаправленное общение с коренными тундровиками разрешило многие вопросы этнографов, но и поставило немало новых. Специалисты ТДНТ поняли, что несмотря на существующие твердые каноны пошива долганской одежды, в каждом поселке есть свои особенности изготовления традиционных костюмов.
Это относится и к покрою, и к орнаментированию одежды. Разнятся названия толкование орнаментов, и даже названия деталей одежды. Это стало главным для обоснования необходимости снаряжения новой экспедиции в Хатангский район – теперь уже в «северный куст» поселков.
Газета сообщала о том, что нынешняя экспедиция приступила к работе в Хатангском районе в середине апреля. И вот, проделав огромную работу, этнографы вернулись в Дудинку. Вернулись с множеством находок и массой впечатлений.
В группу входили заведующая отделом фольклора и этнографии ТДНТ Нина Семеновна Кудрякова, главный хранитель фондов и знаток долганской культуры Василий Иванович Батагай (они занимались долганскими материалами), мастер-косторез, солист нганасанской этно-фольклорной группы «Дентэдиэ», потомственный сказитель Алексей Николаевич Чунанчар и заведующая художественно-этнографическим комплексом имени Бориса Молчанова Анна Валерьевна Вараксина (она выступала в своей группе еще и в роли фотографа) вели работу с нганасанами. В состав исследователей также входил уже постоянный член фольклорных и этнографических экспедиций, фотокорреспондент газеты «Таймыр» Александр Саввич Супрунюк.
Предварительная серьезная подготовка поездки обеспечила плодотворность ее работы. На всем пути следования членов экспедиции ожидали подготовленные встречи, гостеприимство хозяев и готовность населения к общению.
Этнографы начали свою работу уже в Хатанге, развернув в районном Центре народного творчества выставки картин Мотюмяку Турдагина, косторезных изделий из золотого фонда ТДНТ и этнических кукол. В Сындасско и Попигае была оформлена фотовыставка работ Александра Супрунюка, основанная на материалах предыдущей экспедиции.
На снимках фотохудожника жители поселков узнавали своих земляков, запечатленных в красочных национальных одеяниях. Красивые, нарядные, гордые – даже те, которые поначалу стеснялись надевать парки своих родителей и дедов – они выглядят изумительно в традиционных одеждах. Увидев эту красоту, сельчане отправляли на выставку друзей и соседей, и выставку посетили полторы тысячи человек!
Сразу по приезду опеку над членами экспедиции взяла на себя директор Хатангского центра народного творчества Майя Ербуковна Федосеева. По телефону она договаривалась об обеспечении транспортного передвижения дудинцев из поселка в поселок, об их размещении и содействии их работе.
Активно помогали организовывать фотосессии сотрудники Центра – заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Мария Николаевна Бетту, мастер-косторез Максим Семенович Фальков и мастерица Варвара Николаевна Попова.
А Ольга Васильевна Пупкова, специалист по фольклору, сопровождала членов экспедиции на всем пути их следования. И не просто сопровождала – она организовывала встречи с носителями фольклора, помогала заполнять анкеты на мастеров, и, что особенно ценно - вела видеосъемку постановочных сюжетов и сюжетов бытования кочевников в тундре и в поселке. Эти видеосъемки, наряду с фотографиями, сохранят неповторимые мгновения жизни нынешних тундровиков и образы носителей фольклора, которых становится с каждым годом все меньше.
Всяческое содействие работе экспедиции оказывали директор Музея природы и этнографии при заповеднике «Таймырский» Евдокия Афанасьевна Аксенова и сотрудник музея Антонина Иннокентьевна Федосеева. Хатангцы отнеслись к экспедиции с полным пониманием ее миссии и работали вместе с приехавшими с большим энтузиазмом.
Они раскрывали перед исследователями свои фонды, показывали находки, отвечали на вопросы, что-то объясняли и что-то спрашивали сами, пытаясь общими усилиями найти объяснение тому или иному явлению. И вот это открытое общение, искреннее желание принять участие в этой акции, очень помогли исследованиям.
Времени у наших этнографов было немного, и они старались рационально использовать каждую минуту. Долганская часть группы улетела на вертолете в Попигай. И там выяснилось, что назавтра в первой оленеводческой бригаде намечена перекочевка на весеннюю стоянку. Значит – на снегоходах – в тундру. Пять часов!
Вместе с оленеводами откапывали балок, добывали уголь и лед, наблюдали, как собаки помогают собирать стадо, как пастухи отлавливают оленей для аргиша и для гонок на оленьих упряжках, а потом аргишили вместе с бригадой. Конечно, мерзли, и, конечно, в полной мере прочувствовали истинное таймырское гостеприимство оленеводов - Большакова Егора Спиридоновича, Алексея Спиридоновича и их жен – Галины Алексеевны и Елены Ивановны, настоящих тундровых хозяек.
Побывали на Дне оленевода, к которому в поселке велась большая подготовка. В связи с этим всем было некогда, особенно начальнику территориального отдела поселка Любови Алексеевне Кудряковой, но и она отложила все дела, чтобы помочь организовать этнографам сбор материала.
А они слушали сказителей, искали объяснение значений орнаментов, знакомились с мастерицами и выспрашивали у них секреты их рукоделия, находили старинные сундуки с сохраненной одеждой, устраивали фотосессии, знакомились с работой школы, радовались, что ребятишки разговаривают между собой на родном, долганском языке…
Попутно записывали историю образования поселка, расспрашивали о способах выживания в тундре и о том, чем жив поселок сейчас… Руководитель экспедиции, Василий Иванович Батагай, сам художник и косторез, провел мастер-классы для самодеятельных художников и резчиков.
В Сындасско главным проводником экспедиции стала начальник территориального отдела поселка Нина Николаевна Поротова. Мать-героиня Прасковья Петровна Киргизова, талантливая мастерица, передавшая свое умение дочерям Вере и Марине, очень растрогалась вниманием к долганскому костюму и дала ценный комментарий по традициям шитья.
Полина Трифоновна Поротова оказалась большой патриоткой в сохранении долганской культуры, она знакомила исследователей с носителями фольклора, рассказала, что пишет долганский календарь–паскаль, охотно делилась своими собственными познаниями, сокрушалась, что нет в поселке литературы по всем этносам Таймыра…
В процессе работы экспедиции открывались интересные истории. Например, Аксинья Петровна Чуприна, родом из Крестов, когда вышла замуж и приехала в Сындасско, увидела, что там для украшения одежды используют в основном меховой орнамент. Она привезла от матери из Крестов бисерную парку, которая стала впоследствии образцом для сындасских мастериц.
Нина Семеновна Кудрякова обнаружила в доме своей сестры Степаниды Семеновны Кудряковой парку с нитяной вышивкой, которую носила ее мать, а вышивала бабушка Степанида, известная мастерица.
Выяснилось, что в северных поселках традиционную одежду бережно хранят и надевают на все праздники. Время берет свое, и она стала теперь праздничным национальным нарядом. В будние и трудовые дни тундровики отдают предпочтение легким пуховым курткам.
…В поселок Новая на трэколе ехали все вместе. Там главными поставщиками информации стала семья Момде – Дарья Чайхореевна и Сайборе Тогуптеевич. Очень гостеприимная доброжелательная семья. Действенную помощь экспедиции оказала Оксана Геннадьевна Рябова – специалист территориального отдела поселка. Семья Ёлдогир предоставила экспедиции на время ее работы в поселке свой дом, а хозяйка, специалист по социальной работе КГБУСО «Таймырский комплексный центр «Заполярный» Татьяна Анатольевна полностью взяла на себя заботы о бытовом обеспечении приезжих.
Поселок общается на трех языках - нганасанском, долганском и русском. Взрослые легко переходят с одного языка на другой, а вот дети предпочитают общаться на русском. И это очень печальный факт. Ведь язык – основа культуры народа.
Тем не менее, исследователи нашли носителей фольклора, записали сказки, колыбельные, кое-что прояснили по орнаментам. Но многое в орнаментике нганасанской одежды осталось невыясненным. Старики знают, что орнаменты на одежде были говорящими. Каждая полоска, каждый шнурочек что-то обозначал. А что именно – они уже не помнят. Культурное достояние становится экзотикой. Пожилые нганасаны осознают это и сожалеют об утраченных знаниях, о губительном для национальной культуры стремлении молодежи к европеизации. Но изменить эту тенденцию они уже не в силах.
Изо всего этого наша экспедиция сделала главный вывод – необходимы срочные, серьезные и безотлагательные исследовательские поездки в другие нганасанские поселки. И прежде всего – в Усть-Авам и Волочанку.
А пока – научно-исследовательская экспедиция ТДНТ, полностью выполнив свои задачи, завершила деятельность. Количество собранного исследователями материала превзошло все ожидания. Все это предстоит обработать, изучить, проанализировать, систематизировать. Работа большая, серьезная, но и очень плодотворная.
Хатангцы, оказывающие содействие нашим этнографам (им за это - огромная благодарность!) неоднократно подчеркивали, что такие экспедиции по изучению культуры малочисленных народов надо было проводить лет двадцать, а то и пятьдесят лет назад. Нахлынувший на Таймыр в девяностые годы прошлого века иностранный туризм унес с нашей территории очень многие уникальные вещи. Это невосполнимые потери.
Сейчас приходится изучать то, что еще сохранилось в сундуках стариков и в их воспоминаниях. И вот эти находки, запечатленные и описанные, с объяснениями, найденными путем кропотливой работы с носителями фольклора и знатоками тундрового быта, войдут в историю культуры народа, станут его достоянием.
Текст Валентины Заварзиной.
Фото Александра Супрунюка, Анны Вараксиной.