Возвратилась из поездки по поселкам Хатангского района этнографическая экспедиция Таймырского Дома народного творчества. В состав экспедиции входили сотрудники ТДНТ – главный хранитель фондов Василий Иванович Батагай и заведующая отделом фольклора и этнографии Нина Семеновна Кудрякова, старший научный сотрудник, хранитель фонда Севера Государственного музея искусства народов Востока Елена Алексеевна Оборотова и фотограф Александр Саввич Супрунюк.
Главной целью поездки был сбор материалов о народных художниках, о назначении и символике произведений народного искусства, о традиционных технологиях, применяемых народными мастерами. Собранный материал в перспективе должен лечь в основу буклета об истории долганской одежды.
За месяц экспедиция успела поработать в шести поселках – Хатанге, Катырыке, в Хете, Новорыбном, в Крестах и Жданихе. Везде этнографов ждали – помогла предварительная договоренность и работа глав администраций поселков, подготовивших население к встрече гостей.
Время выдалось сложное – в тундре поспевали ягоды, пошли грибы, началась миграция оленей, на реке – путина – все заняты заготовками на зиму, но люди откладывали свои дела, доставали сохранившуюся национальную одежду и старинную утварь и несли этнографам.
А те рассматривали, расспрашивали, описывали, фотографировали – массу предметов за короткий в каждом случае период. Необходимо было зафиксировать в подробностях все: кто принес парку или унтайки, кому они принадлежали, кто пошил, когда и где…
Важно было не упустить ни одну деталь и обязательно встретиться с мастерицами, знающими все тонкости изготовления одежды. А такие есть в каждом поселке.
– Например, в Катырыке нам посчастливилось встретиться с Варварой Алексеевной Ереминой, – рассказывает Нина Семеновна Кудрякова. – Своим мастерством она славилась на весь Хатангский район. Сейчас она уже не шьет из-за потери зрения, но знает всю технологию изготовления элементов праздничной долганской одежды. Она нам очень помогла – рассказывала об узорах, о том, где и какие из них применяются, наощупь их распознавала и объясняла их названия и толкование.
…Шитью и вышиванию мастерицу с малых лет учили мать и двоюродные сестры. Повзрослев, Варвара Алексеевна стала шить одежду не только для своей семьи, но и на заказ. Вышивала бисером, делала меховые прошвы, да так искусно, что они становились образцами народного творчества. Пошитые ее руками парки до сих пор надевают на праздники счастливые их обладательницы.
Мастерица объяснила, почему требуется особая тщательность при подборе материала для парки, как долго и кропотливо составляется меховой орнамент, в котором используется и мех белки, и заячьи лапки, как окрашиваются они красками собственного изготовления, От нее этнографы узнали, как называется боковая часть обуви, и как – бисерная, чем отличается долганский узор от эвенкийского, как подбираются цвета для узоров и многое другое.
Общение только с этой мастерицей доставило массу информации. А таких бесед за время работы экспедиции произошло множество. Люди приносили в клуб поселка праздничную и промысловую национальную одежду, имеющиеся у них старинные вещи, и охотно рассказывали об их происхождении.
Интерес участников экспедиции именно к месту изготовления одежды, предмета утвари или украшения был не случаен – ведь в каждом поселке есть свои особенности и в крое одежды, в расположении узоров, в их варьировании и в названиях.
Случалось, что вопросы о происхождении изделия ставили владельцев в тупик. И тогда они отправлялись к старшим, начинали выяснять – откуда приехали их родители, как появилось в семье изделие, раскручивая попутно историю своего рода, узнавая имена прабабушек и прадедушек, славившихся когда-то своим мастерством.
И вот этот, непредусмотренный эффект работы экспедиции, может быть стал одним из важных ее результатов – пробуждение у молодежи интереса к традиционному народному творчеству и к собственным корням.
Он закрепился во время организации участниками экспедиции фотосессий, когда присутствующих молодых просили надеть собранную праздничную национальную одежду. Поначалу смущаясь, они все-таки решались снять свои, европейского покроя и китайского изготовления, куртки и надевали красочные парки, яркие платки, нарядные пояса и расшитые унтайки. И преображались! И, глядя друг на друга, расцветали улыбками! И уже охотно позировали фотографу, сознавая свою неповторимость и привлекательность, подчеркнутую уникальностью одежды.
Выяснилось, что в Катырыке не мало парок, привезенных с фактории Боярка, которая была расформирована при укрупнении колхозов, есть парки, изготовленные в Сындасско, есть из Жданихи. Многие металлические украшения, оказывается, выковывали сами долганы – были среди них умелые кузнецы.
Значительное собрание таких изделий участники экспедиции увидели в Музее природы и этнографии, существующем под эгидой заповедника «Таймырский» и возглавляемого Евдокией Афанасьевной Аксеновой. Вместе с Аксиньей Дмитриевной Рудинской она дала собирателям большой пласт информации о предметах долганской старины.
В Новорыбной, кроме описания и фотографирования, было организовано проведение мастер-класса по пошиву женской парки. Мастер-класс провела Виктория Владимировна Жаркова, местная мастерица, сумевшая подробно показать весь путь изготовления парки – от покроя до украшения ее бисерными узорами. На этом пути таится немало трудностей и секретов, разгадать и достойно справиться с которыми может только настоящая умелица.
Все эти секреты передаются, как правило, от матери к дочери, от старшего поколения – младшему. Сейчас, когда утрачено домашнее оленеводство, утрачивается и потребность в национальной тундровой одежде. И все меньше становится истинных мастериц… Поэтому сведения, собранные экспедицией, по настоящему бесценны.
Елена Алексеевна Оборотова помогала выявлять и описывать предметы традиционной материальной культуры и декоративно-прикладного искусства коренных северян, консультировала сотрудников ТДНТ по методике сбора материалов и описания традиционного долганского костюма и производила закупку наиболее интересных старинных вещей для Государственного музея искусства народов Востока. Теперь его экспозиция будет пополнена изделиями умельцев восточного Таймыра.
Весь этот объем работы был бы невозможен без искренней заинтересованности и помощи всех, кто встречался на пути экспедиции. Их усилия не пропадут напрасно – это вклад в сохранение истории их народа и в возрождение традиционных промыслов. Этому, без сомнения, будет способствовать готовящийся сотрудниками Таймырского Дома народного творчества по итогам экспедиции буклет по истории долганской одежды.