Ярким событием в череде ежедневных нескончаемых дел в Таймырском Доме народного творчества стал семинар «Долганский костюм: путь через века», состоявшийся в начале октября. В программу семинара организаторы включили рассказ о результатах экспедиции в Хатангский район и проведение мастер-класса по построению выкройки долганской парки и изготовлению сухожильных нитей.
Кратко обозначенная тема оказалась столь насыщенной, что четыре семинарных часа пролетели для собравшихся, как одно мгновение. А заинтересованными участниками семинара стали учащиеся Дудинской школы искусств и Таймырского колледжа, представители Таймырского краеведческого музея и Норильского колледжа искусств, Городского центра народного творчества и Управления культуры Администрации Таймырского муниципального района, а также студийцы Детско-юношеского центра творчества «Юниор».
Присутствовали на семинаре и уважаемые, известные на Таймыре мастерицы - Елена Степановна Киргизова. Агафья Петровна Кудрякова, Светлана Александровна Попова, Евдокия Степановна Бетту – для них здесь не было секретов, они сами делились своими знаниями на мастер-классе.
Наглядными пособиями семинара стали настоящие старинные долганские парки, появившиеся в Главном чуме Таймыра в результате работы экспедиции.
Руководитель семинара, Главный хранитель фондов ТДНТ Василий Иванович Батагай, который возглавлял и экспедицию, рассказав о самой поездке, обратился к истории долганского костюма, которая ярко иллюстрирует историю самого долганского народа. Костюм изменялся после общения долган с якутами и эвенками, в нем появлялись новые элементы, привнесенные новыми возможностями, но его основа, выверенная веками, оставалась неизменной.
Участники семинара узнали, что самым ответственным делом в изготовлении парки является подбор материала. Мастерице для парки надо было подобрать две одинаковых шкуры оленя. Она шла в стадо, осматривала и буквально ощупывала каждого оленя, проверяя высоту его меха (она должна быть не больше половины ногтя женщины), окрас и структуру мехового покрова… Бывало, что проходил не один месяц, а то и год, пока в распоряжении мастерицы оказывались две абсолютно одинаковые шкуры…
На семинаре было рассмотрено пять видов женских парок и пять видов мужских. Существует же их значительно больше. Они различаются по назначению, по материалу, из которого изготовлены, по видам отделки. Это суконные, и меховые, украшенные бисерной вышивкой или меховым орнаментом, с прошвой, расшитой разноцветными полосками ткани или нитками, с подвесками и без оных.
А потом внимание слушателей было обращено на головные уборы долган. И тут – разнообразие видов, узоров, их значений и толкований, так же, как и в последующем за этим рассказе об обуви.
И каждое изделие женщины тундры было индивидуальным. Выкраивая парку, она думала о том, кто будет ее носить. Она представляла, как он будет выпутывать рыбу из сети или метко набрасывать маут на рога бегущего оленя – с полной свободой рук, не стесняемых одеждой. А потом, выполнив тяжелую работу, он выпрямится и предстанет перед земляками статным и красивым, в ловко сидящей на нем, пошитой руками любящей женщины, парке…
Замечательной находкой семинара стал показ коротких видеофильмов, заснятых в поселке Новорыбное. Виктория Владимировна Жаркова, познавшая тундровую жизнь не понаслышке и перенявшая уменье шить парки от своей матери, перед камерой провела урок кроя и пошива меховой парки, попутно объясняя особенности и трудности, которые встречаются при ее изготовлении. Например, она заострила внимание на том, как важно правильно выкроить ластовицу, чтобы спинка у парки была красивой и удобной при носке. Как говорится, главное - чтобы костюмчик сидел…
А в целом семинар стал ярким и многозначащим событием, четко направленным на сохранение и возрождение традиционного национального искусства долган. И это большой настоящий успех его энергичных организаторов- сотрудников Главного чума Таймыра, истинного Дома народного творчества. (Подробнее. ст.В.Заварзиной "Живая нить")