Ну вот, и на Таймыре наступило лето! Реки и озера облегчено вздохнули, освободившись от бремени многомесячного льда. Пришла пора проводить обряды, которых испокон веков придерживались коренные таймырские этносы. Для людей – это время надежды на богатый промысел на воде - удачную рыбалку.
Перед началом летнего сезона принято было задабривать Духов Воды. У каждого народа есть свои особенности для обращения к Воде.
У нганасан, например, шаманы обращались к Воде с просьбой об удачной рыбной ловле, чтобы рыба шла в сети, чтобы Вода не забирала себе людей, «хорошо держала лодку с рыбаками на своей спине».
Энцы собирались всем стойбищем на берегу реки. Приносили в жертву оленя или несколько оленей. Все выносили своих родовых идолов «Киху». Со словами молитвы щедро кормили (мазали) родовых идолов свежей кровью. Кровь жертвенного оленя с кусочками свежего мяса, сливали в большую миску. Старейшина рода садился в лодку брал родового идола и миску с дарами и отплывал на середину реки или озера. Там со словами: «О, Великие Духи Неба, не забывайте о нас! Щедрые Духи воды, примите наши дары. Духи воды, будьте благосклонны к нам!» - и медленно сливал угощение в воду.
Долганы каждую весну готовят гирлянду из нанизанных на капроновую нить разнородных вещичек: разноцветного бисера, серебра, кусочков ткани – всего девять видов, разных по качеству и цвету. Прежде чем завязывать узелки, приговаривают. Слова обращены к Матери-Природе, которую просят благословить на жизнь, а приношение приносят реке, не называя ее по имени, а нарекая Бабушка - Эбэкээним .
У эвенков обычай такой – женщина берёт тайменя (деревянное изображение тайменя), смазывает его салом или рыбьей кровью и опускает в воду со словами: «Таймень – помощник бога Хэвэки! Помоги эвенкам. Пусть в реках водится рыба, пусть жизнь будет хорошая!»
Ненцы, как и многие народы, испрашивают у Духа Воды благополучия и достатка для своих семей. Задабривают Духа Воды оленьим жиром.