Министерство культуры Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение культуры
"Таймырский Дом народного творчества"
Статьи
Статьи 2014 года
А.А. Барболина
Народный костюм (долганский):путь через века
11.11.2014
А.А. Барболина, к.п.н., главный специалист

отдела фольклора и этнографии КГБУК

«Таймырский Дом народного творчества»

К приходу русских на таймырский полуостров и примыкающее к нему побережье в XIII - XIX веках на этой территории совместно проживали разные по своему происхождению этносы – якуты, эвенки, нганасаны, энцы, ненцы и русские. И здесь проходил процесс формирования совершенно иной этнической общности на базе смешения различных групп народов, населяющих эту территорию, которые отличались как языком, так и укладом жизни, то есть возникла первооснова будущего долганского народа.

Во время своего путешествия (1845-1849) Матиас Кастрен, финский лингвист, изучавший язык и этнографию финно-угорских, самодийских и тюркских народов, доказавший родство уральских (финно-угорских и самодийских) языков, выдвинул гипотезу родства финно-угорских, самодийских и тюркских (урало-алтайских) языков, обосновал теорию южного происхождения самодийских и финно-угорских народов. Он писал, что «кроме русских и ссыльных разных наций, по дороге от Енисейска до Туруханска встречаются ещё тунгусы, самоеды и енисейские остяки. Тунгусы – красивый, нарядный и щеголеватый народ, их по справедливости можно было бы назвать дворянством Сибири. Они придумывают возможные способы и средства к украшению своей наружности, содержат себя довольно чисто и опрятно, расчесывают и приглаживают свои волосы, которые не стригут, татуируют себе лицо и рядятся в разные фантастические костюмы».

Да, до настоящего времени сохранился один экспонат в Финляндии, г. Хельсинки в музее М.А. Кастрена – ровдужный кафтан тунгуса, приобретенный финским лингвистом в период экспедиции.

Слова М.А. Кастрена подтверждает А.Ф. Миддендорф, натуралист и естествоиспытатель, академик, почетный член Петровской АН, один из плодотворнейших исследователей арктической части Сибири и Дальнего Востока.

А.Ф. Миддендорф пишет в книге «Путешествие на север и восток Сибири»: «Такое впечатление производили они на всех путешественников, без исключения. Кастрен выразился очень верно, сказав, что Тунгусов можно назвать дворянами Сибири. Они действительно большие охотники до рыцарских упражнений, потому что в Авамской тундре, при малейшем привале, не было конца беганию в запуски и состязанию в единоборстве».

Буржуазное искусствоведение в течение последнего столетия усиленно доказывало, что причинами возникновения одежды и обуви* явились: стыд, т.е. мотивы морали, желание украситься, т.е. эстетические мотивы, необходимость магической защиты и сексуальные. Материалистическая точка зрения связывала происхождение одежды и обуви с климатическими условиями и вытекающими из этих условий функциями, а развитие их ? с состоянием производительных сил и средств производства.

Мы согласны и разделяют эти два видения на происхождение одежды и обуви. Да, на Крайнем Севере без одежды не прожить ни дня, в этих экстремальных условиях нужна ещё и сезонная одежда, кроме как нарядной и рабочей.

Б.О. Долгих, посвятивший себя, в основном, исследованию этнической истории народов Сибири, на большом фактическом материале доказал, что основным ядром современной долганской народности являются родовые образования: долган, донгот, эдян, каранто, затундринскиих якутов и затундринских крестьян (русские), к которым затем присоединились значительные группы ессейско-оленекских якутов – оленеводов, летних и илимпейских эвенков и отдельные выходцы из энцев и ненцев.

В конце XIX и начале XX веков долганы стали приобретать материи для шитья нижней одежды, которые постепенно вытеснили старую домашнюю распашную одежду, сшитую из ровдуги.

Еще в 1913 году, во время экспедиции Фритьофа Нансена, один участник – Степан Васильевич Востротин долган назвал «аристократами тундры», за их яркую, самобытную одежду, дословно так: «В двух землянках жило также несколько дoлганов ? аристо¬кратов тундры, по словам Востротина» ? золотопромышленника из Енисей¬ска, чуть ранее бывшего городской головой этого города, а в настоящее время (1913 год) членом Государственной думы.

С начала XIX в. до 30-х гг. XX века наш Хатангский район был Анабарским районом Туруханского края Енисейской губернии.

После введения денежного сбора – ясака (70-е годы XVIII века) в бассейне Оленька и Анабара и далее на Хатангу, и на оз. Ессей, не встречая препятствий со стороны русской администрации, устремлялись торговцы-якуты, скупщики пушнины. Они занимались попутно охотой и выгодной посреднической торговлей.

Традиционная культура долган сложилась из разноэтнических компонентов. Однако, заимствуя одежду у других народов, они видоизменяли и украшали её соответственно своим вкусам. Орнамент и художественные приёмы обработки меха, кожи, тканей у долган разнообразны и зависят от расселения их на обширной территории Таймыра и влияния соседствующих народов.

Это подтверждают труды А.А. Попова «Коллекции по материальной культуре долганов в Музее антропологии и этнографии. Сб. М. антр. и этн., т. XVIII.

Работа А.И. Саввинова «Долганы. Проблемы этнокультурной идентификации долган». Новосибирск, 2005.

В своём историческом развитии долганы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям.

Современная их культура продолжает сохранять элементы традиционной, имеющей большую практическую ценность. Этническая специфика долган проявляется не только в оленеводческой и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т.д. Роль маркера прекрасно выполняют и особенности художественной отделки вещей. Богатство фактуры и цвета используемых материалов, кисточки, опушки, бисерные нити, цепочки, металлические подвески, простые полосы и сложнейшие узоры ? это и многое другое призвано служить красоте и гармонии в рукотворном мире человека.

Наиболее полно и ёмко самобытное народное искусство долган отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. В составе одежды долган можно различить три древних слоя: тунгусский, якутский и древнеарктический ? затундренных крестьян (русский), аборигенный (глухой покрой). История возникновения одежды и обуви, причины, побудившие человека к созданию тех или иных форм и конструкций, имеют большое значение для материальной культуры любого народа.

Долганы, органично вплетая прекрасное в формы своего бытия, сделали это по-особому, исходя из присущих им эстетических канонов. Их во многом определяли специфика природного окружения, хозяйственная деятельность, особенности многовекового исторического пути народа.

Одежда долганина ? это искусство, рожденное жизнью, как песня женщины-мастерицы, воспевающей свою любовь к семье, к родной природе. Особо поражает техникой исполнения, многообразием художественных приемов пришивная кайма меховой одежды. В функции традиционного долганского костюма отражаются географические, климатические условия, национальные особенности, эстетические вкусы и моральные устои общества. Форма и функции нашего костюма, или его функциональная структура, взаимно обуславливают друг друга. Форма и функции обуви, являющейся частью костюма, находятся в такой же зависимости.

Если анализировать шире, то существовали следующие функции народного и исторического костюма: практическая (утилитарная), эстетическая, эротическая, магическая, возрастная, социально-половая (т.е. функция различная замужней и незамужней женщины). Кроме того с соци-альной функцией тесно связаны моральная, праздничная, обрядовая, указывающая на траур, и другие ? профессиональная, сословная, указывающая на род занятий, региональная, религиозная.

У каждого народа существовало множество предписаний, касающихся системы одевания. Поэтому образ будущего изделия строится через образ потребителя с учетом климатических условий и средств производства.

Кстати, жители поселков нижнего куста (северного): п.п. Жданиха, Новорыбное, Сындасско, Попигай не носили одежду, украшенную бисером, так как она менее удобна при кочевании в экстремальных условиях, да и, видимо, не располагали временем, и не было мастериц. Это позже стали заказывать знатным мастерицам парки, расшитые цветными нитками, бисером для торжественных случаев.

Традиционная долганская одежда не только теплая и удобная в работе, но и занимает особое место в искусстве народов Севера. Она впечатляет яркостью орнаментов. Каждое изделие имеет свою форму и свое предназначение в быту. Долганский костюм в мировой истории искусства является самым ярким примером смешения костюмов разных народов, это своеобразный синтез различных культур и традиций. В нем заметно прослеживается автохтонный пласт, что опять же объясняется давними историческими и этногенетическими связями долган с северными аборигенами. Традиционный костюм долган, смешав русскую, эвенкийскую, якутскую и эвенскую культуру, рождая новые идеи, тут же сохраняет свою самобытность. В костюме долган свободно можно определить какую часть орнамента или детали парки они приняли у других народов. К примеру, элементы муж-ской парки с нагрудником, заимствованы из эвенкийской старинной формы тунгусского фрака в конце XIX – XX века. На женской парке задние складки скопированы из якутской одежды. И таких примеров много. Изменения в долганском костюме на протяжении трёхсот лет весьма очевидны. Видимо, это стало возможной с появлением нового материала, так как с освоением территорий Крайнего Севера долганы часто встречали русских и якутских купцов, миссионеров, участников этнографических экспедиций, которые повлияли на приспособление прежней одежды к новым условиям с прямым заимствованием элементов того или иного костюма. В историческом плане мы можем наблюдать за процессом обмена товара: на что аборигены Севера обменивали белое золото, каким разнообразием товара обладали купцы, привозившие новые детали для украшений, новую ткань и разноцветный бисер. И благодаря долганскому костюму, можно увидеть изменения парки в материале и покрое. Новаторство долганских мастериц не знает границ, как они смело экспериментировали и смешивали разные материалы, создавая новые костюмы. У долган существует 18-20 видов одежды одинакового покроя базовой части, но различных по использованным материалам. Каждая парка имеет свое название, орнамент и материал. Сегодня дошедшие до нас вышивки, которыми богато украшалась одежда долган, позволяют обратить внимание на традиционность определенных рисунков. Особые круги (муос оннута) и формы ушек (кулгаак) на шапках, мотивы «ардай», шахматки (4аакымат) на парках заметно отличаются от якутской орнаментации.

Закончу обзор долганского костюма на его двух замечательных особенностях, первая – это сочетание долганами отложных и низеньких стоячих воротников. Теплые песцовые шубы имеют широкий отложной воротник, который опускается поверх ворота суконной парки. Мужские копоо тоже шьются с отложным, а иногда и стоячим воротником, ибо на шее одевается теплый платок.

Вторая черта – это то, что вся одежда долган плечевая и распашная. У долган верхняя пуговица всегда под горлом, посередине груди. То же самое, правда, видим в тунгусском кафтане, женские парки, которые носили таймырские эвенки, ничем не отличаются от долганских, покрой и орнаменты совершенно одинаковые.

Хотя узор долганской вышивки и техника его исполнения являются результатом творчества многих поколений. На протяжении веков шёл отбор весьма рациональных, самых художественно-наполненных орнаментальных мотивов.

Проявляя большую творческую фантазию в создании новых узоров, мастерицы не отходили от народных традиций, не разрушали художественного стиля, сочетая общее в индивидуальном творчестве и индивидуальное в традиционном искусстве.

Так традиции предков, кропотливый труд, творчество и полёт фантазии сплелись в единый узор, определивший основную канву жизни долганского народа.

Изучив литературу о народных костюмах всех народов, даешься диву, что на Крайнем Севере в экстремальных условиях предки тунгусов (эвенков) умудрялись и раньше декорировать свою одежду, шили разные кисеты, «густо покрытые разноцветными бусами».

Изучение народного костюма обогащает человека, его путь через века говорит о том, что надо знать историю происхождения своего народа и соседствующих этносов. Основным принципом построения нашей одежды, людей, проживающих в суровых условиях Севера, является не капризная сменяемость фасонов, а выработка типов костюмов, форм, диктуемых социальной целесообразностью и опирающихся на опыт, накопленный веками, на глубокое гуманистическое начало, которое воздействует на психику человека тундры, создавая соответствующую эмоциональную среду.

Изменение костюма является лишь частью изменения всей структуры бытия; это изменение требует не сохранения прежних, а появления новых функций костюма.

Таким образом, народный долганский костюм изучен, желающим познать тонкости кроя, о дополнительных украшениях костюма можно прочитать книги: «Орнаменты народов Таймыра», «Долганская одежда. Искусство, рожденное бытом», «Путешествие в Сибирь». «Путешествие на север и восток Сибири». Часть 2. Отдел VI. «Коренные жители Сибири»; статьи Л. Чубаровой и Н. Ермоловой «Старинные формы тунгусского фрака», «Долганы. Проблемы этнокультурной идентификации долган» А.И. Саввинова и др.

Список используемой литературы:
Статьи, опубликованные на сайте в 2014 году:
Статьи других лет:
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана