Участники фестиваля показали свои находки на открытии и закрытии фестиваля, но главным для демонстрации фольклорных программ был третий день фестиваля, когда этническим коллективам (каждому на целый час!) была предоставлена большая сценическая площадка в кинодосуговом центре «Арктика».
А у нас есть обряд…
Устроители оформили целое импровизированное стойбище, в котором было все, что могло потребоваться тундровым кочующим жителям - чум, вешала, сети, шкуры, упряж, одежда - все настоящее, без подделок, за исключением, пожалуй, огня в очаге.
Первыми это стойбище освоили нганасаны – дудинские этнофольклорные группы «Дентэдиэ» и «Ня танса» (руководители Светлана Нереевна Жовницкая и Валерия Валерьевна Савран) и волочанская группа, возглавляемая Светланой Мойбовной Кудряковой.
Нганасан после небольшого перерыва сменили эвенки - две этно-фольклорных группы – «Юктэ» и «Кэргэн» из Дудинки и Хантайского Озера. Вместе с ними выступил эвенкийский фольклорный коллектив из Туры (наши гости из Эвенкии) и фольклорный коллектив ессейских якутов (Поселок Ессей, Эвенкия)
Наши фотохудожники и видеооператоры старались запечатлеть происходящее – это не спектакль, который можно повторить, это все сиюминутно и наполнено импровизацией, без которой фольклор - ничто. Они искали удобные точки съемки, кто с высоты своего роста, кто пригибаясь, а вездесущий Александр Супрунюк буквально ползал вокруг сцены с фотоаппаратом.
Все эти фото и видеоматериалы войдут потом в бесценный архив фольклорной классики Таймыра, который бережно собирает, обрабатывает и хранит отдел фольклора и этнографии ТДНТ.
Долганское сообщество, объединившее фольклористов из Дудинки, Хатанги и Сындасско, с участием группы «Алгыс»( руководитель Ольга Гавриловна Поротова) показало инсценировку сказки о мальчике, который стал шаманом и красивейшую старинную легенду о девушке, влюбленной в солнце.
И, конечно, традиционные состязания, игры детей и взрослых, старинные и современные песни на долганском языке. В этом блоке прозвучало даже якутское горловое пение, которое продемонстрировал Николай Ануфриевич Жарков из Хатанги. Он жил несколько лет в Якутии и перенял у народных якутских мастеров знаменитого звукоизвлечения их манеру пения. Он сам сочинил на якутском языке благопожелание собравшимся и исполнил его на фестивале.
Энецкая этно-фольклорная группа «Татуй» под руководством Зои Николаевны Болиной и фольклорный коллектив из Потапово представили вниманию зрителей бытование энецкой кочевой семьи весной. Начинается ледоход, и в стойбище устраивается праздник реки. Забивают жертвенного оленя, все жители стойбища бросают кусочки жира в кровь, чтобы вылить ее в воду со словами хвалы и благодарности – задобрить мать и отца реки. По ходу действия зрители слышат оживленный диалог внука и бабушки, которая просит его прочесть стишок, обещая в ответ рассказать сказку, узнают, что искра выпадает из очага к гостю, и что гостей энцы в знак благожелательности целуют в нос…
Ненецкий коллектив составили фольклористы Караула, Носка, Тухарда и Дудинки вместе с семейным клубом « Май*ма» («Радость»). Они показали, как у ненцев происходило сватовство, каким обрядом сопровождалось рождение ребенка.
Разные обычаи, обряды, традиции. Они не выдуманы, они продиктованы обстоятельствами жизни и природными условиями. Духовное и материальное тесно переплеталось в быту тундровиков и было неразделимо. Устное народное творчество было для них учебником жизни и моральным кодексом. Только неукоснительное соблюдение заветов предков позволяло выжить в трудных условиях Заполярья. Поэтому и нам сегодня полезно вникать в них, осмысливать и убеждаться в непреходящей ценности фольклора, хранящего опыт и мудрость народов.
Праздничные выступления собирали всех участников фестиваля воедино. А их было больше сотни человек! Особенно наглядно это проявилось на заключительном Гала-концерте, когда в его финале абсолютно все фольклористы одновременно вышли на сцену Городского Дома культуры. Сцена окрасилась всеми цветами радуги национальных костюмов, расцвела улыбками, наполнилась радостью единения и эмоциональным подъемом, который выплеснулся в зал, вызвав дружную овацию зрителей. Это был настоящий апофеоз фестивального братства.